Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Период дошкольного возраста неизменно ассоциируется с активным развитием контактов непосредственно между детьми, а также построением и последующим усложнением системы их взаимодействия в рамках совместной деятельности. Данное время тесным образом связано с ведущей потребностью дошкольников – то есть общением в различных видах деятельности, а также игре. При этом общение является фактором социализации, так как ежедневная включенность в общение и процесс его реализации способствуют успешному усвоению и воспроизводству ребенком социального опыта, наконец, постижению им социальных связей и соответствующих отношений. Дошкольник, включаясь с помощью общения в процесс социализации, получает необходимое представление о нормах поведения, особенностях деятельности, он усваивает их направленность и контекст, что способствует формированию у него убеждений, а также ценности развивающейся личности.
Проблема общения дошкольников в различных аспектах нашла свое отражение в многочисленных исследованиях, например, В.Р. Кисловской, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, Р.А. Максимовой, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, О.Е. Смирновой и многих других. Но, невзирая на разработанность теоретических вопросов данной проблемы в отношении понятийного аппарата, основных структурных компонентов, особых характеристик и условий, эта проблема до сих не утратила своей значимости, а, скорее наоборот, в современных условиях приобрела особо важный статус.
Если в соответствии с теорией, была нормативно определена потребность дошкольника в контактах, а также системе взаимодействия и со взрослыми, и со сверстниками, то в современной практике прослеживаются иные реалии. То есть все больше становится детей, которые ограничены в общении, не умеют вступать в контакт со сверстником, а также не имеют опыта поведения и опыта взаимодействия в детских группах [30]. Все это делает актуальным рассмотрение темы «Изучение особенностей общения дошкольников со сверстниками».
Цель данного исследования: изучить теоретическим и практическим путем особенности общения дошкольников со сверстниками.
Объект исследования: общение в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме общения со сверстниками в дошкольном возрасте;
2.Подобрать необходимый диагностический инструментарий для изучения особенностей общения старших дошкольников со сверстниками.
3. Провести диагностику и интерпретацию особенностей общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и сформулировать выводы.
Гипотеза исследования: общение старших дошкольников со сверстниками носит внеситуативно-деловую форму общения; дети стремятся к общению. Однако при этом в рамках общения дети сталкиваются с рядом трудностей: личными, содержательными, операциональными и рефлексивными.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; диагностика по специально подобранными методикам («Метод проблемных ситуаций» (авт. Е.О. Смирновой), Метод специально созданных ситуаций (авт. Н.А. Зорина). «Диагностика развития общения со сверстниками» (авт. И.А. Орлова, В.М. Холмогорова)) и беседа с детьми; количественная и качественная обработка полученных данных.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Общение дошкольников со сверстниками: теоретический аспект
1.1. Понятие и составляющие общения
Общение – это процесс взаимоотношений, обращения людей друг с другом, который основан на разумном понимании, базируется на намеренной передаче знаний, переживаний и мыслей в прямом соответствии с принятыми в обществе социальными нормами, а также условиями осуществляемой ими деятельности [8].
Общение в толковом словаре русского языка связывается с такими словами, как «общность» и «община» [9, c. 376]. Отметим, что данный смысл этого понятия может выступать в качестве главного критерия истинного общения индивида с другими людьми. То есть в этом случае имеется общий контекст, некое общее поле, это подразумевает, что человек общается. В качестве необходимого условия, говорящего о наличии настоящего общения, выступает способность к идентификации, возможность к умению отождествиться непосредственно с партнером по общению, способность к возможности встать на иную позиции, то есть в общении всегда присутствует диалог.
Общение в педагогике и психологии в основном рассматривается в качестве особой деятельность (например, это прослеживается в работах Т.В. Драгуновой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной и др.). При этом основу данного подхода составляет теория деятельности, разработанная в исследованиях П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и ряда других исследователей.
Следует подчеркнуть, что понятие общения в современной психолого-педагогической литературе в основном соотносится с такими феноменами, как, например, «коммуникация» и «отношение». Однако с позиции мнению Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой [23], данные понятия обязательно следует различать. Общение неизменно ориентировано на передачу, обмен, а также координацию идеальных образований, существующих у человека в виде восприятия, мышления, а также представлений (подчеркивается А.Н. Суховым, А.А. Деркачем) [24]. Подобная трактовка понятия «общение» может преодолевать одностороннее понимание имеющей место взаимосвязи общения и деятельности. Также указанный подход именно через призму отечественной психологической науки находит свое отражение непосредственно в субъект-субъектном взаимодействии [16].
Общение в данном аспекте являет собой особую инициированную субъектом форма активности. Результативность последнего при этом не только определяется некоторым преобразованием предметного мира, а в большей мере преимущественно качественной стороной отношений одного индивида с другим индивидом, то есть именно системой «субъект-субъект(ы)». Общение по своей сути – это достаточно непростой многоплановый процесс, который связанный с установлением и последующим развитием контактов между людьми. Это также процесс, который порождается потребностями совместной деятельности, при этом включающий в себя обмен информацией, а также выработку единого направления взаимодействия, наконец, восприятие и обязательно понимание другого человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абульханова-Славская, К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других [Текст] / К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Гордиенко // Психологич. журн. – 2001. – № 5. – Т. 22. – С. 38-47.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2018. – 514 с.
3. Антонова, Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №10. – С. 14 - 17.
4. Бандура, А. Теория социального научения [Текст] / А. Бандура. – М.: Директ-Медиа, 2017. – 396 с.
5. Белкина, В.Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию [Текст] / В.Н. Белкина // Ярославский пед. вестн. – 2012. - №1. – Т. II. – С.291-294.
6. Вовчик-Блакитная, Е.А. Детские контакты и их мотивы [Текст] / Е.А. Вовчик-Блакитная // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 56-59.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 4. т. Т. 2. [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Директ Медиа, 2008. – 422 с.
8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]: учеб. пособие / П.Я. Гальперин. – М.: Академия, 2018. – 354 с.
9. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст] / Т.Ф. Ефремова. – М., 2015. – 988 с.
10. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2014. – 322 с.
11. Иванкова, Р.А. Игра, как средство изучения детских взаимоотношений [Текст] / Р.А. Иванкова // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: АСТ, 2008. – С. 64 - 68.
12. Коломинский, Я.Л. Психологическая культура детства [Текст] / Я.Л. Коломинский, О.В. Стрелкова. – М.: Высш. Шк., 2017. – 312 с.
13. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное [Текст] / М.И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2016. – С. 80 - 87.
14. Лисина, М.И. Общение и речь [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1995. – 252 с.
15. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2009. – 320 с.
16. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. – М., 2017. – 244 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2018. – 640 с.
18. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры [Текст] / М.А. Панфилова. – М.: Гном, 2016. – 342 с.
19. Петровский, А.В. Психология в России: ХХ век [Текст]: монография / А.В. Петровский. – М.: Университет РАО, 2017. – 312 с.
20. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст]: монография / под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2019. – 215 с.
21. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 2008. – 168 с.
22. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка [Текст] / А.А. Рояк. – М.: Педагогика, 2018. – 117 с.
23. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 242 с.
24. Социальная психология [Текст] / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Академия, 2017. – 632 с.
25. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст] / А.С. Спиваковская. – М.: Эксмо-Пресс, 2017. – 322 с.
26. Сучкова, Т.В. Психология социального взаимодействия. Часть 1. [Текст]: учеб. пособие / Т.В. Сучкова Г.Т. Сайдашева. – Казань: Изд-во Казанск. гос. архитект.-строит. ун-та, 2018. –80 с.
27. Терещук, Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников [Текст] / Р.К. Терещук. – Кишинев: Штиинца, 1991. – 274 с.
28. Усова, А.П. Игра и организация жизни в детском саду [Текст] / А.П. Усова. – М.: Педагогика, 2015. – 252 с.
29. Финогенова, Н.В. Подвижные игры в физическом воспитании детей в период подготовки к обучению в школе [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.В. Финогенова. – Волгоград: ВГАФК, 2017. – 52 с.
30. Чикова, И.В. Специфика общения дошкольников со сверстниками: опыт исследования [Текст] / И.В. Чикова, М.С. Мантрова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т.7. – №2. – С. 426-436.
31. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Л.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – 384 с.